Версия для слабовидящих
100 лет высшему аграрному образованию на Урале!
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО­ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент

 

Крашевский Леонид Викторович

 

Телефон: (342)217-96-67

E-mail: bgd@pgsha.ru

Нет изображения

направление 280700 "ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" (профиль Безопасность жизнедеятельности в техносфере)


Квалификация выпускника: бакалавр - инженер.

Области профессиональной деятельности:

  • экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;
  • контроль безопасности техносферы и экологичности технических объектов; слежение за состоянием окружающей среды в регионах; комплексная оценка технических систем и производств с позиции безопасности жизнедеятельности, управление в области безопасности жизнедеятельности на промышленном и региональном уровнях;
  • организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда.

Сферы профессиональной деятельности:

  • потенциально опасные технологические процессы на производстве;
  • организации, занимающиеся методами и средствами защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия, а также оценкой опасностей, правилами нормирования антропогенного воздействия на среду обитания;
  • службы безопасности жизнедеятельности на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, территориально-производственных комплексах.
 

Дисциплины

Преподаватель дисциплины: доцент Крашевский Л.В.
Электробезопасность — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, связанной с влиянием электрического тока и электромагнитных полей. Электробезопасность включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электроустановки и электрооборудование.

Преподаватель дисциплины: доцент Романов А.М.

Преподаватель дисциплины: все преподаватели кафедры
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.
(Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения).

Преподаватель дисциплины: к.х.н.,доцент Куслина

Преподаватель дисциплины: к.х.н.,доцент Куслина

Преподаватель дисциплины: д.м.н., профессор Рочев В.П.

Преподаватель дисциплины: доцент Сергеева О.С.
Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
п.5 ст.49 ГК РФ от 29.12.2004 № 190 - ФЗ

Преподаватель дисциплины: к.х.н., доцент Куслина Л.В

Дисциплина изучает основные сведения о физико-химических процессах в техносфере, представления о процессах трансформации техногенных и антропогенных загрязнений в атмосфере, гидросфере и педосфере. Рассматривает физико-химические механизмы парникового эффекта, разрушения озонового слоя, формирования фотохимического смога, образования кислотных дождей, загрязнения техносферы тяжелыми металлами

Преподаватель дисциплины: доцент Сергеева О.С.
Экологическое право — особое комплексное образование,представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы
В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права. Первый из них заключается в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Второй - в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.

Преподаватель дисциплины: доцент Сергеева О.С.
Дисциплина "Система защиты среды обитания" изучается на 4,5 курсах. Изучение дисциплины на 1 курсе включает 8 часов лекций, 20 часов лабораторных занятий, выполнение контрольной работы, сдачу зачета. Изучение дисциплины на 2 курсе включает 12 часов лекций, 4 часа практических занятий, выполнение курсового проекта, сдачу экзамена.
Основные разделы
Классификация и основы применения экобиозащитной техники; стратегия и тактика защиты атмосферы; системы обеспыливания, методы оценки основных технических показателей пылеуловителей; общая теория процессов обеспыливания. Пылеуловители для очистки запыленных воздушных выбросов: пылеосадительные и инерционные пылеуловители, центробежные пылеуловители, фильтры, электрофильтры, туманоуловители, мокрые осадители аэрозольных частиц, методы повышения эффективности, новые методы и механизмы обеспыливания выбросов в атмосферу. Основы выбора проектных решений систем пылеулавливания, типовые схемы; практические основы очистки воздуха от газов и парообразных примесей, сорбционные методы очистки: абсорбция, хемосорбция, адсорбция, физико-химическая сущность процессов, конструктивные особенности аппаратов, основы выбора и расчета. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация; конструкция аппаратов, сущность процессов, основы расчета, области и примеры применения. Дезодорация газовых выбросов; системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов в атмосфере - основы теории, методы расчета; стратегия и тактика защиты гидросферы, очистка сточных вод - основные способы, их физико-химическая сущность, аппаратурное оформление способов, основы расчета, особенности и области применения: очистка сточных вод от твердых веществ и эмульсий, реагентные, мембранные, электрохимические методы очистки, очистка на основе фазовых переходов, опреснение воды, сорбционные и биохимические методы; замкнутые системы водного хозяйства, выпуск и разбавление сточных вод. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений; переработка и утилизация твердых отходов, общие и специальные методы переработки и обезвреживания твердых отходов. Защита от радиоактивного загрязнения биосферы - расчет доз облучения, методы и системы защиты; защита от электромагнитного загрязнения биосферы - расчет уровней облучения, принципы и методы защиты от электромагнитного облучения в окружающей среде; защита от шумового загрязнения биосферы - закономерности распространения шума на территории жилой застройки, методы расчета уровней шума в городе и промзоне, принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территории застройки, акустический климат жилища.

Преподаватель дисциплины: д.м.н., профессор Рочев В.П.
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма.

  • Задачи: на основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по:
  • основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям;
  • строению сенсорных и сенсомоторных полей, их взаимодействие с внешней средой;
  • основам высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации;
  • особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека;
  • основам промышленной и клинической токсикологии.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен иметь представление:

  • об основных направлениях в теории медико-биологических основ БЖД;
  • об организации мероприятий первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях;
  • о передовом отечественном и зарубежном опыте в области изучения медико-биологических основ БЖД.

Студент должен знать предмет, цели и задачи дисциплины, ее значение для будущей специальности и взаимосвязь с другими дисциплинами.

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Бебихов В.П.
Медицина катастроф — область медицины, задача которой оказание медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных» («Айболит»), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».
Чрезвычайная ситуация — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня. Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» — положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших. (источник — должностная инструкция для выездных сотрудников БЭМП СМК, документ «ДСП»).

Преподаватель дисциплины: к.х.н.,доцент Куслина Л.В.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Основное направление нашей деятельности: проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям охраны труда в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и требованиями «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» на предприятиях г. Перми и Пермского края с последующей сертификацией.

 

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Куслина Л.В.

Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины сводятся к обучению студентов основам теории горения и взрыва, практическим навыкам по вопросам пожаро- и взрывобезопасности в сфере производственной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен иметь представление:

  • о физико-химических основах процессов горения и взрыва на уровне современных научных воззрений.

Студент должен знать:

  • основы термодинамики и молекулярной физики;
  • физические законы и процессы передачи тепла;
  • кинетика химических реакций окисления;
  • основание понятия о процессах горения и взрыва.

Студент должен иметь навыки:

  • анализа и оценки степени пожаро - взрывоопасности веществ и материалов, технических устройств, технологических процессов.

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Куслина Л.В.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80).

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Попков А.А.

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Попков А.А.
Охрана труда - система законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, носит название техники безопасности. Производственная санитария предусматривает мероприятия по правильному устройству о содержанию промышленных предприятий и оборудования в санитарном отношении (надежная вентиляция, надлежащее освещение, правильное размещение оборудование и др.) Промышленная гигиена ставит целью создание наиболее здоровых и благоприятных в гигиеническом отношении условий труда, предотвращающих проессиональные заболевания работающих. Обеспечение здороых санитарно-гигиенических условий труда людей и внедрение совершенной техники безопасности, устраняющих производственный травматизм и профессиональных травматизм - одна из первостепенных задач социальной политики государства.
Основные положение по охране труда изложены в Трудовом кодексе РФ. Особое внимание уделяется охране труда женщин и подростков. Дети до 15 лет к работе в промышленности не допускаются.Подростки до 18 лет могут быть приняты на работу только после медицинского освидетельствования. продолжительность рабочего дня для подростков от 15 до 16 лет - 4 часа, от 16 до 18 лет - 6 часов. Трудовым законодательством запрещен прием женщин или лиц, не достигших 18 лет, на тяжелые и вредные работы. Для женщин и подростков установлены значительно меньшие нормы тяжести перемещаемых грузов, чем для мужчин. Работающие в производственном помещении с повышенной влажностью, пылью, низкой или высокой температурой и вредными веществами бесплатно обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты ( респираторами, очками, щитками и др.). На производствах, связанных с опасностью профессионального заболевания или отравления, рабочим и служащим бесплатно выдают специальное питание, жиры или нейтрализующие вещества. Для определенный категорий работающих во вредных производственных условиях увеличена продолжительность ежегодного отпуска. установлены сокращенная продолжительность рабочего дня и надбавки к заработной плате.

Преподаватель дисциплины: доцент Сергеева О.С.

Цели и задачи дисциплины
Основная цель дисциплины - подготовка специалистов к управлению безопасностью жизнедеятельности (БЖД).
Задачи дисциплины - формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

  • оценка деятельности предприятий и организаций и их отдельных подразделений по обеспечению БЖД;
  • нормативное обеспечение оценки состояния производственной и окружающей природной среды;
  • правовое обоснование управленческих решений по обеспечению БЖД;
  • учет требований БЖД при составлении предплановой, предпроектной и проектной документации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен знать законы:

  1. об охране окружающей природной среды;
  2. об экологической экспертизе;
  3. об охране атмосферного воздуха;
  4. об отходах производства и потребления.

Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Куслина Л.В.
Сегодня никакая отрасль народного хозяйства не могла бы правильно и продуктивно функционировать без применения своей системы измерений. Ведь именно с помощью этих измерений происходит формирование и управление различными технологическими процессами, а также контролирование качества выпускаемой продукции. Подобные измерения нужны для самых различных потребностей в процессе развития научно—технического прогресса: и для учета материальных ресурсов и планирования, и для нужд внутренней и внешней торговли, и для проверки качества выпускаемой продукции, и для повышения уровня защиты труда любого работающего человека. Несмотря на многообразие природных явлений и продуктов материального мира, для их измерения существует такая же многообразная система измерений, основанных на очень существенном моменте – сравнении полученной величины с другой, ей подобной, которая однажды была принята за единицу. При таком подходе физическая величина расценивается как некоторое число принятых для нее единиц, или, говоря иначе, таким образом получается ее значение. Существует наука, систематизирующая и изучающая подобные единицы измерения, – метрология. Как правило, под метрологией подразумевается наука об измерениях, о существующих средствах и методах, помогающих соблюсти принцип их единства, а также о способах достижения требуемой точности.
Происхождение самого термина «метрология» возводя! к двум греческим словам: metron, что переводится как «мера», и logos – «учение». Бурное развитие метрологии пришлось на конец XX в. Оно неразрывно связано с развитием новых технологий. До этого метрология была лишь описательным научным предметом. Следует отметить и особое участие в создании этой дисциплины Д. И. Менделеева, которому подевалось вплотную заниматься метрологией с 1892 по 1907 гг… когда он руководил этой отраслью российской науки. Таким образом, можно сказать, что метрология изучает:
1) методы и средства для учета продукции по следующим показателям: длине, массе, объему, расходу и мощности;
2) измерения физических величин и технических параметров, а также свойств и состава веществ;
3) измерения для контроля и регулирования технологических процессов.
Выделяют несколько основных направлений метрологии:
1) общая теория измерений;
2) системы единиц физических величин;
3) методы и средства измерений;
4) методы определения точности измерений;
5) основы обеспечения единства измерений, а также основы единообразия средств измерения;
6) эталоны и образцовые средства измерений;
7) методы передачи размеров единиц от образцов средств измерения и от эталонов рабочим средствам измерения. Важным понятием в науке метрологии является единство измерений, под которым подразумевают такие измерения при которых итоговые данные получаются в узаконенных единицах, в то время как погрешности данных измерений получены с заданной вероятностью. Необходимость существования единства измерений вызвана возможностью сопоставления результатов различных измерений, которые были проведены в различных районах, в различные временные отрезки, а также с применением разнообразных методов и средств измерения.
Следует различать также объекты метрологии:
1) единицы измерения величин;
2) средства измерений;
3) методики, используемые для выполнения измерений и т. д.
Метрология включает в себя: во—первых, общие правила, нормы и требования, во—вторых, вопросы, нуждающиеся в государственном регламентировании и контроле. И здесь речь идет о:
1) физических величинах, их единицах, а также об их измерениях;
2) принципах и методах измерений и о средствах измерительной техники;
3) погрешностях средств измерений, методах и средствах обработки результатов измерений с целью исключения погрешностей;
4) обеспечении единства измерений, эталонах, образцах;
5) государственной метрологической службе;
6) методике поверочных схем;
7) рабочих средствах измерений.
В связи с этим задачами метрологии становятся: усовершенствование эталонов, разработка новых методов точных измерений, обеспечение единства и необходимой точности измерений.

Преподаватель дисциплины: д.м.н., профессор Рочев В.П.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология) и болезненных отклонений от неё (см. патофизиология).
Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельности целостного организма (см. общая физиология), так и отдельных физиологических систем и процессов (напр. физиология локомоций), органов, клеток, клеточных структур (частная физиология). Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.
Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды.
Физиологию традиционно делят на физиологию растений и физиологию человека и животных.
В медицине физиология вкупе с анатомией является базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, т.е. по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных видовых или этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.
При коррекции нарушенных функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения — количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питанияКраткая история физиологии человека
Первые работы, которые можно отнести к физиологии, были выполнены уже в древности. Однако до XVIII века физиология развивалась как часть анатомии и медицины. В 1628 анатом Уильям Гарвей описал работу сердца и циркуляцию крови в организме, положив начало экспериментальной физиологии.
Отец медицины Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) представлял организм человека как некое единство жидких сред и психического склада личности, подчеркивал связь человека со средой обитания и то, что движение является основной формой этой связи. Это определяло его подход к комплексному лечению больного. Аналогичный в принципе подход был характерен для врачей древнего Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы.

Контактная информация

г. Пермь, ул. Героев Хасана, 113, ауд.110

Телефон: (342)217-96-68, 217-96-69

E-mail: bgd@pgsha.ru

 

Телефон: +7 (342) 217-96-17
Телефоны приемной комиссии: 8 (342) 217-98-17, 8 (902) 83-59-209
Факс: +7 (342) 217-91-71
Адрес: 614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23
E-mail: gd@parmail.ru