Версия для слабовидящих
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО­ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

ЧТО ТАКОЕ МАГИСТРАТУРА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

14.07.2021 08:45

До недавнего времени получить высшее образование у нас в стране означало проучиться 5 лет в вузе и получить диплом с квалификацией «специалист». Специалист мог искать подходящую работу или поступать в аспирантуру, чтобы потом получить ученую степень кандидата наук.

Теперь же, высшее образование в России складывается из двух уровней: бакалавриата и магистратуры.

Обучение в бакалавриате продолжается 4 года, обучающийся получает общие знания и навыки по выбранному направлению подготовки и диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «бакалавр».

Если Вы успешно закончили бакалавриат и хотите продолжать дальнейшее обучение, чтобы владеть основательной научной базой и методологией научного труда и быть в курсе современных информационных технологий и методов получения и обработки научной информации, то для Вас одна дорога – в магистратуру.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Кто такой магистр?

Обращаясь к истории, поясним, что слово «магистр» произошло от латинского "Magistr", что означает «наставник», «учитель», «руководитель»,  «мастер своего дела». Другими словами, в современном понимании магистр — это широко эрудированный специалист, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями. Еще точнее:  магистр — это специалист широкого профиля, готовый к научно-исследовательской, аналитической деятельности, владеющий современными методами и технологиями научного познания.

Что такое магистратура?

Это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (прим. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования из 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр — магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

Магистратура является завершающей ступенью высшего профессионального образования. В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Выпускник магистратуры — это человек, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности. Магистратура – это путь к должностям, требующим умения анализировать, находить оптимальные решения в условиях неопределенности, отбирать и обобщать информацию, необходимую для достижения поставленных целей.

Какие задачи помогает решить магистратура?

Получение углубленных знаний в конкретной области. Магистрант может сосредоточить свое внимание на рассмотрении узкоспециализированных вопросов, более детально изучить сферы, необходимые для будущей профессиональной деятельности, особенно в сфере инноваций.

Получение дополнительного образования. Профиль магистерской программы необязательно должен совпадать с профилем образования, полученного на предыдущих ступенях высшего образования (бакалавриат, специалитет). Выпускник вуза может выбрать такое направление подготовки, которое дополнит базовое образование знаниями из смежных отраслей и сделает его в глазах работодателя уникальным и разносторонним, а значит, более востребованным специалистом. Например, хорошие перспективы на рынке труда у тех выпускников, кто обладает одновременно двумя дипломами. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования.

Присвоение степени магистра. В условиях ускоряющейся глобализации и развития международных связей меняются требования к образованию. Европейцы привыкли оценивать квалификацию выпускников в градации «бакалавр» - «магистр», нашего «специалиста» они приравнивают к бакалавру; в мировой системе образования придется все время доказывать свою подготовку, вместо того чтобы пользоваться ею и повышать ее. Это же относится к сфере бизнеса. Например, если вы планируете искать работу на совместных предприятиях или в представительствах иностранных фирм в России, диплом магистра будет более понятен работодателю-иностранцу.

Подготовка к научной карьере. Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре.

Овладение методикой преподавательской деятельности. Такие навыки актуальны не только для тех, кто связывает свою дальнейшую карьеру с наукой и преподаванием в вузе. Не каждый, даже самый высококвалифицированный в своей области специалист, умеет преподнести свои знания другим, этому тоже надо учиться.

В чем особенности обучения в магистратуре факультета экономики и информационных технологий в Пермском ГАТУ?

Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от выбранной магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, научно-исследовательские, информационно-аналитические, экспертно-консультационные, коммуникационные, педагогические и другие составляющие.

В магистратуре учат по-другому, здесь много внимания уделяется навыкам самостоятельной аналитической работы, современным научным технологиям.

Занятия в магистратуре проводятся высококвалифицированными преподавателями, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Есть ли возможность учиться в магистратуре бесплатно?

Да, есть. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетных местах, так и на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

Для каких сфер деятельности готовят в магистратуре?

Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели в избранной вами сфере деятельности.

Кто имеет право обучаться в магистратуре бесплатно (за счет средств федерального бюджета)?

Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «специалист», и выдержавшие конкурсные испытания, имеют право продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования  — программе магистратуры — на бюджетной основе.

Какие дополнительные возможности дает степень магистра?

Лицам, успешно закончившим магистратуру и защитившим магистерскую диссертацию, присваивается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца. Причем диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей. Магистерский диплом дает возможность для выстраивания  карьеры, стабильного заработка и самоудовлетворения.

При обучении в магистратуре студент приобретает ряд преимуществ:

  • получение углубленных знаний в интересующей научной сфере;
  • возможность заниматься научно-исследовательской работой в течение срока обучения;
  • опыт написания магистерской диссертации (дипломного проекта) помогает в дальнейшем при обучении в аспирантуре и докторантуре;
  • студенты приобретают опыт преподавательской деятельности;
  • получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня заработной платы.

Степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечивает базу для профессионального роста.

- Поясните, какие основные формы и методы обучения, применяются и в чем их преимущества?

В программе магистратуры,  направления подготовки 38.04.02 Менеджмент, направленность (профиль) «Производственный менеджмент» найдено оптимальное соотношение традиционных и новейших, прогрессивных форм обучения, широко применяются деловые игры, социально-психологические тренинги, работа с кейс-стади, ведется разработка практических проектов.

Особенностью обучения является практическая направленность. К проведению занятий по программе магистратуры по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент, направленность (профиль) «Производственный менеджмент» привлекаются руководители-практики высшего и среднего звена производственных компаний, разных сфер деятельности.

Занятия проводят ведущие преподаватели – консультанты, имеющие многолетнюю успешную практику работы с производственными предприятиями г. Перми и Пермского края в целом. Обучающиеся программы получают возможность индивидуальных консультаций с преподавателями. Уже во время обучения магистры могут применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности, во время прохождения производственной и преддипломной практики.


Научная библиотека
 

Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Обратиться к ректору

Телефон: +7 (342) 217-96-17
Телефоны приемной комиссии: 8 (342) 217-98-17, 8 (902) 83-59-209
Факс: +7 (342) 217-91-71
Адрес: 614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23
E-mail: gd@parmail.ru