Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
Средства обучения
В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с учетом особенностей индивидуальных возможностей и состояния здоровья для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования:
- Оргтехника;
- Мультимедийные проекторы с экранами;
- Электронный стационарный видео-увеличитель ЭСВУ «Кристал» (обеспечивает слабовидящим пользователям с остротой зрения от 0,03 до 0,2 возможность чтения плоскопечатных текстов, рассматривания иллюстраций и мелких объектов, письма, выполнения других ручных работ со зрительным контролем. ЭСВУ «Кристал» выполнен в виде единого конструктивного блока, содержащего монитор, видеокамеру, панель управления, подвижный двухкоординатный столик);
- Звукоусиливающая аппаратура - индукционная система для слабослышащих Исток А2, ИП-2 (устройство передачи информации людям, использующим слуховые аппараты);
- Программа невизуального доступа к информации MAGIC (программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора);
- Программа синтезатора речи - ЭБС "ЛАНЬ" (для повышения доступности учебной и научной литературы для незрячих обучающихся разработан специальный сервис невизуального чтения, встроенный в мобильное приложение ЭБС Лань. Он позволяет воспроизводить тексты и осуществлять навигацию в удобном для незрячих формате. Синтезатор речи в мобильном приложении позволяет незрячим обучающимся удобно и эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС и адаптированными для воспроизведения. На сегодняшний день это сотни наименований учебной литературы, а также тысячи книг классической литературы по истории, философии, психологии, педагогике.);
- Ручная лупа с подсветкой (при необходимости предоставляется для инвалидов с нарушением зрения);
- Гусеничный лестничный подъемник «БАРС» (предназначен для обеспечения доступности путей перемещения по лестничным маршам, для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках);
- Сенсорный информационный киоск (предназначенный для предоставления доступа к сайту Университета на котором размещается вся учебная, административная и научная информация Университета: новости, расписание занятий, основные нормативные документы, информация о факультетах, дополнительное образование, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и многое другое);
- Спортивное оборудование - блочная рамка ST103, Машина Смита ST201 (в тренажерном зале для обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены силовые тренажеры).
В Университете имеются электронные образовательные ресурсы. В настоящее время научная библиотека ПГАТУ имеет 6 ЭБС: ЭБС «Лань», ЭБС «ЮРАЙТ», ОАО «БИБКОМ», ООО «ИД «Гребенников», ООО «Ай Пи Эр Медиа», ООО «ПОЛПРЕД Справочники». Четыре из них: ЭБС "Ай Пи Эр", платформа "Библиокомплектатор", ЭБС «Лань» и ЭБС «ЮРАЙТ» реализуют программы обеспечения учебной и научной литературой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, учебники на электронных носителях.
Средства воспитания
Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры.
В целях проведения воспитательной работы обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наравне с остальными обучающимися привлекаются к участию в мероприятиях культурно-творческого характера, а также в общественно-значимых и просветительских мероприятиях вуза.